Выраженной тенденцией современного спорта является повышение интенсивности тренировочно -соревновательной деятельности спортсменов. При этом увеличение интенсивности и объемов тренировочной работы очень часто осуществляется без учета функционального потенциала и текущей готовности систем организма к восприятию конкретной тренирующей нагрузки (ТН). Эти тенденции ярко выражены в организации тренировочного процесса высококвалифицированных пловцов на этапах узкой специализации. Неблагоприятное влияние неадекватных объемов ТН на организм тренирующихся усугубляется тем, что их применение совпадает с периодом полового созревания, когда адаптационные процессы находятся в состоянии особого напряжения.
Необходимое условие повышения эффективно сти тренировочного процесса в плавании - оптимизация структуры тренировки и дозирования ТН на основе данных о динамике функциональной подготовленности и особенностях протекания адаптационных процессов на различных этапах подготовки юных пловцов [2,10].
Поэтому актуально выявление наиболее информативных индикаторов функционального состояния и развертывания адаптивных процессов спортсменов. Анализ литературы, посвященной данному вопросу (Н.Ж. Булгакова, 1985, Р.Е. Мотылянская, 1976-1986, М.Я. Набатникова, 1980-1985, В.Н. Платонов, 1985-1997, и др.), показал, что представляется перспективным использование показателей состояния систем регуляции физиологических функций, которые в значительной степени определяют возможности реализации потенциальных резервов организма при экстремальных воздействиях [1, 3, 4, 7, 8].
Цель данной работы - изучить возможности индивидуальной коррекции тренировочного процесса с учетом состояния адаптивных процессов юных пловцов высокой квалификации на этапе специальной подготовки.
Методы и организация исследования. Для оценки состояния адаптивных процессов использовали комплекс медико-биологических и педагогических методов. Оценку процессов вегетативной регуляции сердечной деятельности проводили на основе кардиоинтервалографии [1, 6] в покое и при выполнении активной ортопробы (ОКИГ) с последующим расчетом балльной оценки [11]. Запись ОКИГ проводили утром до нагрузки и завтрака в условиях спортивного интерната. В это же время осуществлялся забор проб крови и мочи для определения показателей, характеризующих процессы восстановления.
Состояние симпатоадреналовой системы (САС) определяли по экскреции с мочой адреналина (А) и норадреналина (НА) до и после ТН по методу А.Ш. Матлиной (1965) с вычислением катехоламинового индекса (НА/А) как косвенного показателя соотношения медиаторного и гормонального звеньев САС. Характер энергообеспечения при ТН оценивали по концентрации лактата в крови по методу G.Strom (1949), отставленный тренировочный эффект - по уровню мочевины в крови и показателям цветной осадочной реакции мочи (ЦОРК) .
Педагогические наблюдения применяли для определения характера и величины ТН, содержания тренировочных программ и степени утомления по внешним признакам, согласно классификации Л.П. Матвеева (1991). Также проводили сбор текущей информации на основе хронометрирования и пульсометрии по общепринятым методикам.
Степень подготовленности спортсменок оценивали по результатам, показанным в соревнованиях и в контрольных педагогических тестах.
В группу наблюдений были включены пловцы высокой квалификации (I спортивный разряд, кмс, мс) -девочки 13-15 лет со стажем занятий спортивным плаванием 6-7 лет, которые занимались по рекомендуемым для СДЮШОР программам.
На первом этапе исследований определяли влияние интенсивности тренировочных нагрузок на состояние адаптивных процессов и индивидуальные особенности реакций (САС, ОКИГ) на различные ТН.
На втором этапе проводили наблюдения за двумя однородными группами спортсменок, занимающихся по однотипным планам подготовки, но с различными подходами к коррекции тренировочных нагрузок. Годовой цикл тренировки обеих групп состоял из трех циклов и имел одинаковую структуру по периодизации, содержанию и характеру ТН.
Результаты исследования. На первом этапе было выявлено, что увеличение интенсивности тренировочных нагрузок приводило к развитию напряженности регуляторных процессов и снижению величины интегрального показателя (ИП) ОКИГ. Это сопровождалось уменьшением продолжительности кардиоинтервалов (R-R), их вариативности, уменьшением дыхательной аритмии (ДА) и диастолическо го показателя (ДП) в состоянии относительного покоя. Одновременно отмечали усиление активности симпато-адреналовой системы с преимущественным преобладанием медиаторного звена.
Показано, что тренировочная работа в зоне большой мощности (уровень лактата - 7-9 мМоль/л) вызывала существенное увеличение экскреции норадреналина (НА) и незначительное - адреналина (А), в среднем на 79 и на 20% соответственно.
При тренировочных нагрузках субмаксимальной мощности напряженность физиологических функций и процессов энергообеспечения (лактат - до 15 мМоль/л и выше) сопровождалась высокой активностью САС. Экскреция НА возрастала в среднем в 2 раза по сравнению с состоянием покоя, уровень А - на 64%.
При этом были выявлены большие индивидуаль ные колебания изучаемых характеристик, которые зависели от исходного уровня функционального состояния. Было установлено, что у пловцов с оптимальным состоянием адаптивных процессов и с высокой работоспособностью обычно отмечался низкий исходный уровень экскреции А, а также увеличение экскреции катехоламинов в 2-6 раз после тренировочной работы большой и субмаксимальной мощности.
У спортсменок с признаками дезадаптивных явлений в восстановительный период после дня отдыха наблюдали уменьшение интервалов R-R (менее 0,7с) или резкое их увеличение (свыше 1,3 с), а также изменения других показателей кардиоритма (вариативность DR-R, ДА, ДП,) со снижением интегрального показателя ОКИГ ниже 5 баллов. Это свидетельство вало о нарушении регуляторных процессов сердечного ритма. Одновременно у них отмечали повышенную экскрецию катехоламинов (в 1,5 - 2 раза) в сравнении с обычной индивидуальной нормой, повышение концентрации мочевины в крови и показателей ЦОРК мочи. Выполнение этими пловцами тренировочной работы в зоне большой мощности сопровождалось неадекватной реакцией САС. В одних случаях мы наблюдали снижение скорости экскреции катехоламинов по сравнению с исходным уровнем, а в других - чрезмерное увеличение (в 10 раз и более). Скорость проплывания соревновательных дистанций и показатели контрольных тестов в таких случаях могли снижаться, но часто работоспособность спортсменок оставалась высокой на протяжении нескольких микроциклов.
На основании данных, полученных на первом этапе исследования, были определены индивидуаль ные индикаторы течения адаптивных процессов и разработаны медико-педагогические рекомендации по оптимизации учебно-тренировочного процесса.
На втором этапе работы осуществлялся еженедельный контроль за состоянием адаптивных процессов пловцов 1-й и 2-й групп на основе динамики показателей ОКИГ. По разработанным нами рекомендаци ям тренер 1-й группы изменял характер и объем планируемых нагрузок микроцикла для спортсменок в зависимости от индивидуальных особенностей состояния адаптивных процессов. Тренер 2-й группы при коррекции тренировочных нагрузок учитывал в основном индивидуальные показатели работоспособности.
Анализ выполненных тренировочных программ показал, что суммарный объем ТН для спортсменок 2-й группы в 1,5 раза превышал тренировочную работу спортсменок 1-й группы, а доля интенсивного плавания в 3-4-й зонах относительной мощности во 2-й группе была выше, чем 1-й, на 15-20% (см. рисунок).
При увеличении доли тренировочной работы интенсивного характера наблюдали явления напряженности регуляторных механизмов сердечного ритма с уменьшением диастолического показателя (до 30%) и ИП ОКИГ до 5 баллов и ниже. Эти изменения были непродолжительными и при снижении объема интенсивной работы возвращались к исходным величинам, что, вероятно, было отражением адаптивных перестроек.
В тех случаях, когда тренировочная работа превышала адаптационные возможности организма спортсменок, напряженное состояние регуляторных процессов сохранялось более 2-3 месяцев, без тенденции восстановления исходных параметров даже при существенном снижении объемов интенсивной ТН. Нередко у таких спортсменок отмечали снижение уровня гемоглобина (Нb), увеличение уровня мочевины крови и показателей ЦОРК мочи в восстанови тельном периоде. Такие отклонения, вероятно, свидетельствовали о наличии дезадаптивных признаков, хотя не всегда они сопровождались снижением работоспособности спортсменок.
Темпы прироста спортивных результатов у спортсменок обеих групп были примерно одинаковыми (1-я группа - 3,6±0,75% и 2-я - 4,0±0,86%, р< 0,05). При этом частота снижения ИП ОКИГ до 5 баллов и ниже встречалась реже (см. таблицу) у спортсменок 1-й группы (в 24-30% случаях), чем у спортсменок 2-й группы (50-75%).
Наблюдения за спортсменками этих групп показали, что дальнейшая организация тренировочного процесса без учета ухудшения течения адаптационных процессов во 2-й группе привела к снижению спортивной работоспособности у большинства из них. Поэтому многие (87%) прекратили занятия спортивным плаванием уже в следующем годичном цикле.
В то же время коррекция тренировочных программ в 1-й группе на основе текущих параметров ОКИГ способствовала благоприятному течению адаптации кардиоваскулярной системы и обеспечивала сохранение устойчивой работоспособности. На протяжении последующего четырехлетнего цикла подготовки большинство спортсменок (82%) продолжали занятия спортивным плаванием и улучшали свои спортивные достижения.
Заключение. Изменения активности САС, наблюдавшиеся при стрессовых реакциях, имеют значение не только в управлении срочными адаптивными реакциями, но и в обеспечении перехода от срочной к долговременной адаптации [3, 7, 8, 9]. Характер этих реакций в большой степени обусловлен текущим состоянием адаптивных процессов [1, 3, 9, 10].
Систематическое выполнение интенсивной физической нагрузки на фоне напряженности адаптивных процессов (2-3-й стадии стресса), сопровождаю щееся неадекватными реакциями САС, не только не способствует формированию долговременной адаптации, но и может привести к ее срыву [1, 9,10].
Интегральная характеристика сердечного ритма, на различных этапах подготовки пловцов
Частота выявления величин интегрального показателя ОКИГ, % |
Этапы подготовки (мезоциклы) |
Группы пловцов |
|
1-я |
2-я |
||
10 баллов и выше |
1-4-й |
75 |
50 |
5-8-й |
70 |
25 |
|
9-11-й |
78 |
40 |
|
5 баллов и ниже |
1-4-й |
25 |
50 |
5-8-й |
39 |
75 |
|
9-11-й |
24 |
60 |
Для оптимизации спортивной подготовки целесообразно учитывать индивидуальные особенности регуляции кардиоритма.
Преждевременная интенсификация нагрузок в учебно-тренировочном процессе, опережающая рост физических и метаболических параметров, не обеспечивает нужного эффекта и не позволяет юным спортсменкам в полной мере проявить свои индивидуальные возможности. Это не только препятствует высоким спортивным достижениям, но и вызывает преждевременное исчерпание адаптационных резервов.
Динамическое планирование ТН на основе данных непрерывного контроля ОКИГ способству ет оптимизации тренировочного процесса юных спортсменок, предотвращает неадекватность и интенсификацию ТН.
Литература
1. Баевский Р.М. Математический анализ сердечного ритма. - М.: Медицина, 1984. - 235 с.
2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания // Теор. и практ. физ. культ. 1999, №3, с. 21-40.
3. Виру А.А. Основные закономерности изменений концентрации гормонов крови во время физических упражнений// Гуморально-гормо нальная регуляция энергетического метаболизма в спорте: Тез. докл. Всесоюзн. научн.конф. - М.: ВНИИФК, 1983. - 10с.
4. Виру А.А., Кырге П.К. Гормоны и спортивная работоспособность. М., 1983. - 159 с.
5. Дембо А.Г., Земцовский Э.В. Спортивная кардиология: Руководство для врачей. - Л.: Медицина, 1989. - 464 с.
6. Жемайтите Д.И. и др. Взаимодействие парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы и регуляции сердечного ритма //Физиология человека. 1985. Т.11, № 3, с. 448.
7. Кассиль Г.Н. Гуморально-гормональные механизмы адаптации организма к спортивной деятельности //Физиология человека. 1975. Т.1, № 6, с.1032-1047.
8. Кассиль Г.Н, Вайсфельд И.Л., Матлина Э.Ш. Гормонально -гуморальные механизмы регуляции при спортивной деятельности. - М.: Наука,1978. - 304 с.
9. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Наука 1981. -17 с.
10. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - Киев: Здоров'я, 1988. - 199 с.
11. Слободчикова И.А., Соломина Т.В., Полякова. Балльная оценка состояния организма спортсменов по данным кардиоинтервалограммы // Теор. и практ. физ. культ. М., 1986. Вып.2, с.28-32.