Сегодня, 18 июля, День рождения у знаменитого тренера, которого называли «второй мамой Клочковой»
Но сейчас Нина Кожух со своей ученицей не общается. Кожух рассказала свою версию конфликта с олимпийской чемпионкой.
- Нина Федоровна, ваше знакомство с Клочковой было ведь чистой случайностью?
- Да. В Симферополе открыли новый бассейн, и мы с мужем переехали туда из Харькова. Занятия по плаванию и гимнастике тогда проходили в одном зале. Я увидела на улице двухметрового папу с дочкой, который поздоровался со мной. Оказалось, он знает меня еще с Харькова - видел, как я тренирую детей. Он вел девочку на гимнастику. Я спросила у него: «Какой рост у мамы?» - а он мне ответил, что 1,75. Ну, я ему сразу объяснила, что гимнастки из Яны не выйдет с такими генами.
- Почему именно Клочкова стала вашей самой знаменитой ученицей, ведь через ваши с мужем руки проходит огромное количество спортсменов? Что в ней было такого, чего нельзя найти в других?
- Она была очень добросовестной в детстве, выполняла все, что я ей говорила. Крымские дети, они по здоровью и по физическим данным отличаются от других. Климат влияет на это, даже если посмотреть на американских спортсменов - все сразу заметно. Но без труда никакой талант не поможет. Большая часть талантливых детей не может попасть в бассейны, ведь в том же Киеве их очень мало, и они дорогие. Единственный бассейн СКА, который обучает детей бесплатно. Я всегда ими восхищаюсь, они молодцы, и часть моих учеников также плавают за этот клуб. Талантливым должен быть, в первую очередь, тренер. Яна пришла ко мне еще 7-летним ребенком, какой там мог быть талант? Я считаю, что успех Яны на Олимпиадах, чемпионатах мира и Европы на 50% Яны, а на 50 - мой. Нужно привить, развить, увлечь - только тогда этот талант расцветет. Пока я жива, буду повторять, что таланты делают тренеры. Конечно, по спортивным результатам - Яна лучшая моя ученица. Но мы с мужем к этому стремились всю жизнь. У нас большой опыт, еще в 1974 году я стала лучшим тренером СССР, Александр Омельянович Кожух - заслуженный тренер СССР. Наверное, это не просто так. До Яны у нас было три призера Олимпийских игр, чемпионы и рекордсмены Европы и СССР. Такого успеха, какого достигла Яна, нельзя добиться без тренера.
- Как здоровье вашего мужа, он ведь перенес серьезную операцию, у него была гематома головного мозга?
- Да, прошлым летом мы были на сборах в Ивано-Франковске. В гостинице, где мы жили, была винтовая лестница, он зацепился и упал. У него была гематома, которую врачи запустили. А в августе муж пошел на осмотр в больницу, но потерял сознание, не доходя до нее. Это была пятница, из Киева все уезжали, но, к счастью, дежурные врачи заметили его прямо возле больницы и сразу положили на операционный стол - это было 12 августа прошлого года. Операция была тяжелая, длилась четыре с половиной часа. Он 17 дней пролежал там. А спустя несколько месяцев я обнаружила свое заболевание...
Все нервные передряги дали свои отголоски. Я сама обнаружила у себя рак груди. К счастью, у меня был знакомый врач, Николай Аникуськин, к которому пришла на обследование. Он взял пункцию и сказал, что нужно срочно ложиться на операцию - это было год назад, в декабре. В понедельник положили в больницу, а во вторник уже сделали операцию. Я очень благодарна врачам. Я никому не говорила, всем рассказывала, что у меня воспаление легких. Но все равно все узнали, что я в больнице. После операции я через месяц уже вышла на работу, решила, что не буду лежать. Сейчас мое состояние стабильное, нормальное.
- Помните вашу первую с Яной награду?
- Яна стала второй на чемпионате мира в Перте (Австралия) в 1998 году. У нас спрашивали, откуда мы, и никто не знал, что такое Украина, думали, что это штат Америки. А после Сиднея-2000 я могла стать миллионером и уехать работать во Францию. Нас с Яной пригласили в один из клубов. Но я патриот, и не захотела ехать, и ее воспитывала так же.
- Вас называли второй мамой для Клочковой.
- Даже похожа на меня была. У нас сложились очень теплые отношения. Она никогда в жизни мне не врала, я ее научила этому. Яна всегда была больше с нами, чем с родителями. Едем куда-то отдыхать - всегда берем Яну, ведь у ее семьи не было возможности. Но сейчас Яна изменилась. Слава и общество, в котором она начала вращаться, в этом виноваты.
Была очень тяжелая вторая Олимпиада, в 2004 году. Яна совсем не хотела работать. Мой муж ей говорил: «Ты станешь героем на всю жизнь». И когда на сборы в Словению приехала польская спортсменка Медведчак, мы вместе начали подготовку к Олимпиаде. Эта спортсменка попала в автокатастрофу, в которой погиб ее брат, но смогла перебороть свою боль и начала готовиться к Олимпиаде. Яна посмотрела на это - и сказала: «Если бы я так работала, то побила бы все мировые рекорды». Это так повлияло на Яну, что она начала тренироваться и победила. Даже ее родители не верили, что мы выиграем вторую Олимпиаду, никто не верил.
- Яна винила вас в том, что из-за спорта у нее не сложилось на личном фронте?
- Нет, это неправда. Когда ей исполнилось 18 лет и она стала совершеннолетней, я постоянно говорила ей, чтобы она шла гулять, на дискотеку сходила. Но она не хотела. Однажды мы отдыхали в Африке, туда приглашали лучших спортсменов на отдых. И за ней ухаживал итальянский пловец Розолино. Я ей говорила, мол, иди познакомься, погуляй, а она не хотела. После Олимпийских игр была телепередача у Гордона, и он спросил: правда ли, что тренер не дает вам встречаться, гулять, и она выпаливает «Да, это правда». Какое гулять? Мы готовимся к Олимпийским играм. В Киеве нет бассейнов, конечно, мы ездили везде, где только можно, времени совсем не было. Я бросила дочь, мужа и все время была на сборах с ней. У нас была цель - победить в Афинах.
- После Олимпиады-2004 Клочкова рассталась с вами и уехала тренироваться в Америку. Почему?
- Перед Афинами я обещала Яне: в случае победы и выигрыша «золота» я ей даю год отдыха. Если она хочет и дальше тренироваться, готовиться к Пекину-2008, - пожалуйста, если не захочет, то будет заканчивать большой спорт. О ее отъезде я даже не знала. Это все было сделано для того, чтобы разрушить их отношения с Мочановым. Вот родители ее и отправили в Америку. Потом она приехала ко мне вся в слезах, просила прощения. Я ее не хотела брать, но мой муж пожалел Яну.
- Расскажите об отношениях Яны с Алексеем Мочановым.
- Это очень порядочный и хороший человек, знает пять языков, из интеллигентной семьи, родители академики, у него три образования. И я уверена, что она его все еще любит, несмотря ни на что. Она ушла с ним жить на квартиру, мне ничего не сказав, все было серьезно. И когда он попал в аварию - пьяный прыгнул ему под машину, - она его бросила. Мы проводили подготовку в Хорватии. Столько слез было, мой муж поехал, узнал, все ли нормально. А когда приехали - она даже в больницу к нему не пошла. Когда он встал на ноги и Яна узнала, что Алексей с кем-то встречается, у нее была такая ревность, что даже к третьей Олимпиаде, Пекину-2008, не могла готовиться. Я ей сказала так: «Ты виновата сама, вот и решай вопросы сама». Я видела, что она переживала очень. Я намекнула Мочанову, но он сказал, что это его личная жизнь.
- А к вам в больницу приходила?
- Она даже не знала, ей сказала Наташа Худякова, моя ученица. Яна пришла ко мне в больницу, несмотря на то, что мы уже практически не общались. До этого она не пришла проведать мужа в больнице, тогда как все наши ученики приходили, и с Новым годом не поздравляла нас. Очень много причин, по которым я перестала с ней общаться. Я ей сказала, что операция очень тяжелая и ты же должна отдать мои деньги, которые лежали у нас на одном счету. Она говорила, что тяжелые времена, отец занял деньги. Но обещала мне помочь. И после этого ее было ни видно, ни слышно. Не помогла, хоть и обещала. Точно так же, как и Мочанова, бросила в трудную минуту. А мы в одном доме с ней и ее родителями живем. И я как-то встретилась с Яной возле подъезда, она стоит, вся улыбается. Я ей говорю: «Да, хорошая у меня ученица». Знать ее не хочу после этого всего... Зато друзья из-за рубежа и Украины, узнали, что я больна, и начали присылать деньги. Очень помогли Бубка, Силантьев и Лисогор.
- Вы говорили о деньгах на одном счету...
- Спортсмены во всем мире отчисляют тренерам 30% суммы выигрышей. Яна спокойно относится к деньгам, а родители ее, наоборот, забрали у нас все, ничего не оставили. Мне все говорили, чтобы я свой отдельный счет создала. А я отвечала: «Что, Яна у меня копеечные деньги заберет? Я же ее с малых лет воспитала». Вот и получила от нее. Даже операцию мне делали за счет моих учеников, которые в Америке живут. Мы в 2000-х годах жили подолгу в Америке, мои друзья нас кормили, мы тренировались там. А когда друзья должны были приехать в Украину, у меня были соревнования в Евпатории. Я надеялась, что Яна с родителями их встретит, а она отказалась. Мои знакомые встречали, показывали им Киев. И это после того, что они сделали для нас в Америке. Они даже контракты нам там предоставили. И когда я спрашиваю у Яны, в чем причина, она мне отвечает: «Это родители так сказали». Как такое возможно, она же была уже взрослая.
После Игр они получили четырехкомнатную квартиру. Я уже не говорю о трех квартирах в Харькове, которые им достались, три машины... Мне Александр Омельченко дал двухкомнатную после Олимпиады, я ему очень благодарна.
- А как вы дачу построили?
- Я заняла свои деньги человеку, без расписки, без ничего - у меня дочка у него плавала, он сам пловец. Потом он пришел к нам и сказал, что мы ему сохранили, таким образом, большие деньги, и если захотим, то вместо того, чтобы отдавать бумажками, он построит нам домик. Я поговорила с дочкой, и мы согласились. Вот теперь у нас такая дачка.
- Могла Яна выиграть и в Пекине-2008?
- Могла. Призером была бы точно. Но светская жизнь ее поглотила... После Пекина она еще ездила со мной в Америку. Нас с Олегом Лисогором приглашал в гости Вова Долгов, мой ученик, призер Олимпийских игр. Яна как узнала, начала проситься, ну, я и взяла ее с нами - она же мне как родной ребенок. Как раз после возвращения она пошла в ресторан с подружками, где познакомилась с этим грузином (Леваном Ростошвили. - Ред.). А через некоторое время пришла ко мне в слезах и рассказала, что родители не хотят, чтобы она рожала. Я не разрешала делать аборт, ей было 27 лет, как можно думать об аборте!
И она родила отличного мальчика. А потом они вместе с родителями начали поливать отца этого ребенка грязью. Не понимаю, как так можно, ведь он отец твоего ребенка.
- Как вы относитесь к участию Яны в телевизионных проектах вроде «І прийде кохання»?
- Я даже не хочу смотреть на это. Герой Украины идет и участвует в таком шоу, и ведет себя так ужасно. Мне неприятно даже говорить об этом. А помните, она участвовала в шоу «Танцюю для тебе»? Я у нее спросила, кто будет твоим партнером. И когда она мне показала (танцор Константин Слупко. - Ред.), я ей сказала, что он тебе не подходит, ты с позором уйдешь. Но она уже слушала других людей. Вот оно так и вышло, как я сказала.
Яна ведь теперь чиновник (возглавляет киевское отделение НОК. - Ред.), должна пробивать вопросы с инвентарем, бассейнами. Уже 11 лет я провожу в Харькове соревнования имени Клочковой и Кожухов. Яна ничем не помогает. Есть школа имени Яны Клочковой, она даже не приезжает, не то чтобы помогать. Она со всеми испортила отношения - с Силантьевым, Лисогором, друзьями… Знаете, хочу пожелать ей счастья, здоровья. Она мне сделала очень больно, но я ей прощаю. Земля круглая - все возвращается.
- Вы сейчас воспитываете новые поколения спортсменов? Когда стоит ждать появления новых «Золотых рыбок»?
- Это адский труд. Я не хочу, чтобы появлялись такие, как Яна Клочкова. У меня есть Александр Исаков, другие ребята, но условий в Киеве для подготовки олимпийских чемпионов нет, а ездить по сборам у меня нет здоровья.
- Чего ждете от Олимпиады в Лондоне?
- У нас сейчас молодая команда. Раньше были Яна, Лисогор, Силантьев. Про резерв в это время забыли, ведь были медали, успех. После того как они закончили - никого не было. А я говорила, что нужно было готовить резерв... Есть очень хорошая спортсменка, Дарья Зевина. Я жду от нее медалей. Ее первый тренер - Валерия Золотаревская, лучший детский тренер в Украине. Она очень талантливая девочка, когда она приехала в Киев, ее родители говорили, что плавать не отдадут, несмотря на то, что они сами пловцы. Я им тогда сказала, мол, куда вы денетесь.
- Что думаете делать в будущем?
- Буду писать книгу. Даже название есть - «Золотые тренеры», но у меня нет денег. Надеюсь, что Силантьев и Лисогор мне помогут. У меня столько материала к ней, в следующем году будет 50 лет моей деятельности. Там будет и о Яне, и о сборной, о других спортсменах. Мы ведь не только заставляли их плавать - но и учиться. Воспитали 6 заслуженных тренеров, наши ученики - профессора и доктора наук... Жизнь у нас, как видите, не простая, но интересная.
ЕЕ УЧЕНИК НА ОИ-2012 - ИСАКОВ
Нина Кожух родилась: 18.07.1945 года в с. Яковлеве (Россия)
Заслуженный тренер Украины, воспитавшая нашу единственную за времена независимости четырехкратную олимпийскую чемпионку Яну Клочкову. Еще во времена СССР ученики Нины Федоровны - кстати, называвшие ее «шефиней», - не раз становились чемпионами страны, били рекорды в Европе, а Владимир Долгов стал бронзовым призером Олимпиады-80. В 2006 году Нина Кожух была признана в плавании лучшим женским тренером Европы. В этом году награждена орденом княгини Ольги I степени.
На Олимпиаду-2012 в Лондон едет ее ученик, 22-летний Александр Исаков. Будет плыть 100 и 200 м на спине, на недавнем чемпионате Европы он на этих дистанциях занял 13-е и 11-е место.
ЯНА КЛОЧКОВА: «ЭТО СЛОВА ЧЕЛОВЕКА, У КОТОРОГО РЕАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СО ЗДОРОВЬЕМ. ОЧЕНЬ ОБИДНО ЗА ЭТУ НЕПРАВДУ»
Выпады Кожух против Клочковой мы попросили прокомментировать саму Яну:
- Какие у вас сейчас отношения с Ниной Кожух?
- Я всегда уважала и уважаю Нину Федоровну. Она прекрасный тренер и уважаемый человек. Все свои успехи или неудачи я всегда делила с ней. Конфликтов у меня с ней никогда не было и не могло быть. Наши с ней успехи тому подтверждение, поскольку невозможно ничего добиться, если тренер и его подопечный не понимают друг друга. Вы наверняка знаете, что Нина Федоровна недавно перенесла тяжелейшую операцию, и это не могло не сказаться на ее как физическом, так и моральном здоровье. В такой ситуации человек может обижаться на весь мир, и это нужно понять и принять. Но я ее всегда как поддерживала, так и буду поддерживать.
- Ваш бывший тренер говорит, что у вас на одном счету лежали деньги, вы обещали отдать часть Кожух и не отдали. Так ли это?
- Нет, это неправда. Еще раз повторюсь, комментировать слова человека, у которого реальные проблемы со здоровьем, мягко говоря, неэтично, даже если тебе очень обидно за эту неправду.
- По словам Нины Федоровны, она проводит соревнования на призы Клочковой и Кожухов, на которые вы не приезжаете и ничем не помогаете. Что есть Школа Яны Клочковой, где вы не бываете...
- По правде, не думаю, что Нине Федоровне сейчас до серьезных соревнований. Что касается моей школы плавания, то я сейчас вместе с партнерами серьезно работаю над этим проектом и, надеюсь, в скором времени он будет запущен в Киеве. Больше у меня никаких школ нет. Возможно, речь идет о государственной школе плавания в Харькове, которой решили присвоить мое имя после побед на Олимпиадах. Но, повторюсь, к этой школе я не имею никакого юридического отношения.
- А собираетесь мириться с Кожух?
- У меня нет с ней конфликтов.